Клод Штайнер — Лечение алкоголизма — стр 19 — Лечение алкоголизма

Клод Штайнер — Лечение алкоголизма — стр 19

Лечение алкоголизма

Клод Штайнер

Штайнер К. Лечение алкоголизма. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 224 с. (Серия «Магия высшей практической психологии»)

Оглавление

  • Предисловие к русскому изданию
  • Введение
  • Часть II. Теория: как мы становимся теми, кто мы есть, и как нам измениться
    • Глава 7. Влияние в мире
      • Отсутствие любви
      • Отсутствие радости
      • Отсутствие здравомыслия
      • Влияние в мире
      • Контакт
      • Осознание
      • Действие
  • Часть III. Лечение алкоголизма
    • Глава 11. Мифы об алкоголизме
      • 1. Алкоголизм — это болезнь
      • 2. Алкоголизм — это результат выбора
      • 3. Алкоголизм — это всего лишь симптом
  • Резюме
  • Список литературы

Claude Steiner. Healing Alcoholism

Санкт-Петербург, «прайм-ЕВРОЗНАК». Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2004

Права на перевод получены издательством «прайм-ЕВРОЗНАК» соглашением с Claude M. Steiner.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может бытьвоспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

«Лечение алкоголизма» — национальный бестселлер США, уникальная книга, которая выдержала многочисленные переиздания во всем мире. Специально для российских читателей мастер транзактного анализа Клод Штайнер подготовил авторское переработанное издание! Транзактный анализ зависимого поведения, подход Штайнера к лечению алкоголизма и связанных с ним эмоциональных проблем — пожалуй, наиболее полезный инструмент психотерапевта со времен АА и «Программы 12-ти шагов», реальная помощь и надежда для страдающих от алкоголизма и их семей.

Перевод с английского: Н. Миронов, С. Рысев. Литературный редактор: Д. Гиппиус. Научный редактор: Ю. Ковалев. Компьютерная верстка: Д. Никитина

  • ББК 56.14
  • УДК 616.89:159.98
  • Ш87
  • ISBN 5-93878-127-2
  • © Claude M. Steiner, 2003
  • © Перевод на русский язык: Н. Миронов, С. Рысев, 2003
  • © Серия, оформление, прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
  • © прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
  • Предисловие к русскому изданию 7
  • Введение 9
  • Часть I. Что такое алкоголизм? 15
    • Глава 1. Игра алкоголика 16
      • Игра алкоголика 17
    • Глава 2. Может ли алкоголик вернуться к социальной выпивке? 23
    • Глава 3. Игры и Роли 28
      • Почему люди играют в игры 33
    • Глава 4. «Пьяный и гордый» 36
      • Кто такой алкоголик? 43
    • Глава 5. «Выпивоха» 46
    • Глава 6. «Забулдыга» 51
  • Часть II. Теория: как мы становимся теми, кто мы есть, и как нам измениться 55
    • Глава 7. Влияние в мире 57
      • Отсутствие любви 58
      • Отсутствие радости 59
      • Отсутствие здравомыслия 60
      • Влияние в мире 62
    • Глава 8. Транзактный анализ 64
      • Награды: истоки человеческого поведения 64
      • Транзакции, силовые действия, игры и сотрудничество 65
      • Эго-состояния 66
      • Эго-состояния и алкоголь 72
      • Роли и сценарии 73
      • Анализ транзакций 73
      • Скрытые транзакции 74
      • Экзистенциальная позиция 76
      • Практика ТА 77
    • Глава 9. Алкоголизм: сценарий, от которого можно отказаться 80
      • Родительские влияния 84
    • Глава 10. Два родителя 84
      • Принцы, принцессы, феи и ведьмы 86
      • В супермаркете 87
  • Часть III. Лечение алкоголизма 94
    • Глава 11. Мифы об алкоголизме 96
      • 1. Алкоголизм — это болезнь 96
      • 2. Алкоголизм — это результат выбора 98
      • 3. Алкоголизм — это всего лишь симптом 99
    • Глава 12. Можно ли излечить алкоголизм? 101
      • Исцеление в джунглях 103
      • Глава 13. Личная ответственность 105
      • Бессилие 105
    • Глава 14. Как помочь, не спасая 111
      • Десять правил, позволяющие избежать Спасения 118
    • Глава 15. Шаг первый: контракт 121
      • Информированное взаимное согласие 122
      • Вознаграждение 128
      • Контракт на лечение от алкоголизма 130
    • Глава 16. Трезвость 134
      • Доброжелательная конфронтация 135
      • Антабус 139
    • Глава 17. Новоявленный трезвенник 145
      • Контрсценарий 152
    • Глава 18. Битва с врагом 154
      • Рад познакомиться; угадайте, как меня зовут! 155
      • Выслеживание Врага 159
      • Отлучение Врага от своего Я 162
      • Техники 165
    • Глава 19. Тренинг эмоциональной грамотности 173
      • Шкала Эмоциональной Осознанности 175
      • Эмоциональная грамотность. Исходные положения 181
      • Что мы чувствуем и почему 181
      • Обучение эмоциональной грамотности 183
    • Глава 20. Работа с телом 187
    • Глава 21. Мы есть то, что мы едим 195
      • Проблемы со сном 201
      • Позывы к курению, еде и выпивке 202
      • Недовольство и нервозность 204
      • Ощущение холода 205
    • Глава 22. Излюбленные пунктики 207
      • «Пожалуй, лучше не говорить об этом» 210
    • Резюме 213
  • Список литературы 216

Предисловие к русскому изданию

Я переработал для российских читателей эту книгу, которая будет издана именно в тот год, когда в Москве празднуют 500-ю годовщину изобретения водки и открывают музей водки.

Алкоголь и алкоголизм принесли неизмеримые страдания русским людям. Можно привести лишь один пример: более тридцати тысяч россиян ежегодно умирают от алкогольных отравлений; для сравнения — афганская катастрофа унесла четырнадцать тысяч жизней за десять лет. Злоупотребление алкоголем касается каждого русского. Тем не менее алкоголь, особенно водку, долго наделяли почти священными качествами, особой духовной силой, тайно любимой и ненавидимой почти на метафизическом уровне.

Русский алкоголизм имеет мировую известность. Когда я рассказывал своим соотечественникам, что пишу эту книгу для российского рынка, они неизменно говорили: «Это хорошо, она, конечно, нужна там!» — или что-то в этом роде. Русские известны своей эмоциональностью, интеллектуальностью и страстью к водке. И эта страсть — не только к самому напитку, но и к социальным (8:) сценариям, которые связаны с его употреблением. Спаивание наивных иностранных гостей было любимой забавой Петра Великого и Сталина и связано с традицией произносить тосты, после которых каждый должен выпить, чтобы не обидеть хозяина. Опьянение считается проявлением эмоциональности и человечности в суровом мире логики и рациональности. Выпивка используется, чтобы добиться близости, унизить, эксплуатировать или устроить пьяный погром. Ни одна из этих характеристик не относится исключительно к русским пьяницам, на самом деле таковы особенности употребления алкоголя во всем мире, однако в России все происходит на уровне фундаментального культурного сценария, который затрагивает каждого человека, будь то пьющий или трезвенник.

Но, очевидно, пришло время «взять быка за рога». Среди тех, кто хочет чего-то достичь в жизни, становится модным не напиваться допьяна или вообще воздерживаться от спиртного. Такие лидеры, как Владимир Путин, гордятся своим трезвым образом жизни, а предприниматели увольняют сотрудников за появление на работе в пьяном виде. Люди начинают понимать различие между здоровым потреблением алкоголя в социально приемлемой форме и опьянением, они переходят от крепких напитков к пиву и пьют меньше. Без сомнения, это хорошая новость к празднованию 500-летия водки. Все чаще алкоголизм признается бедствием, а не печальным социальным обычаем; спирт — ядовитым, вызывающим привыкание веществом, а не даром Божьим. Именно в поддержку тенденции к развитию культурного пития в социально приемлемой форме, а также умеренности и здорового образа жизни вниманию читателей предлагается эта книга. (9:)

Введение

Став «алкогологом» (именно так называют нас, экспертов в вопросах алкоголизма, и я не уверен, что мне это льстит), я заметил, что в США алкоголизм оказывает влияние на огромное количество жителей. Я часто спрашиваю людей, с которыми встречаюсь, повлиял ли на их жизнь алкоголизм. Процент тех, кто отвечает «да», просто поражает: от 80 до 90%. Наиболее частый ответ: «У меня отец (мать, дядя, сестра, брат) болен (болел) алкоголизмом».

Часто упоминают соседей, деловых партнеров и коллег по работе. Иногда кто-то сообщает о том, что стал жертвой алкоголя, как это было в случае женщины, муж которой погиб в лобовом столкновении с алкоголиком, ехавшим в противоположном направлении по улице с односторонним движением. Ко времени, когда человек достигнет среднего возраста, почти неизбежно, что он или она будет иметь по меньшей мере одну серьезную встречу с алкоголизмом. Многим приходится встречаться с ним и на более раннем этапе жизни, а некоторые сталкиваются с алкоголизмом прямо в момент рождения. И всякий раз, когда алкоголизм затрагивает человеческую жизнь, он разрушает семьи и заставляет страдать детей, лишая их здоровья, благополучия, а зачастую и жизни. Мой опыт связан с Соединенными Штатами. Думаю, то, что я обнаружил здесь, еще более актуально в России, для которой эта книга была специально отредактирована.

По-видимому, все мы однажды внезапно осознавали, что какой-то известный нам человек переходит через ту тонкую черту, которая отделяет чрезмерную выпивку от алкоголизма. Все мы с ужасом смотрели на ухудшающееся состояние своего пьющего (10:) родственника или коллеги, были свидетелями страшных запоев, заканчивавшихся госпитализацией, или испытывали тягостное чувство, наблюдая за тем, как выздоровевший алкоголик снова начинает медленно, но верно погружаться в алкоголический ад. Или мы сами внезапно с испугом осознавали, что наше некогда легкомысленное пьянство превратилось в неприятную привычку и мы потеряли контроль над потреблением алкоголя и чувствуем себя не в силах как-то исправить положение.

Алкоголизм широко распространен, но когда мы смотрим на него с определенной дистанции, то замечаем, что он является всего лишь одним из компонентов паттерна зависимости от химических веществ. Просто он представляет собой наиболее превалирующую и страшную из подобных зависимостей — случай, когда 20 миллионов людей оказываются беззащитными перед одной-единственной сильнодействующей субстанцией. Алкоголь поразителен не только своим влиянием на такое множество людей, но и той властью, которую он имеет над индивидами. Нередко алкоголик, который не пил в течение десяти или более лет, возвращается к своему прежнему алкоголическому состоянию, как будто и не было никакого излечения или улучшения. Для организации «Анонимные алкоголики» (АА) это является подтверждением того, что алкоголизм неизлечим. С их точки зрения, это болезнь, которая может на время ослабнуть, но продолжает развиваться и неизбежно активизируется единственной выпитой рюмкой.

В одной из официальных публикаций АА [1] говорится:

«Мы, алкоголики, —это мужчины и женщины, утратившие способность контролировать потребление спиртного. Мы знаем, что ни один настоящий алкоголик так и не обретает этот контроль. Временами всем нам кажется, что мы возвращаем себе возможность контроля, но мы убеждены, что алкоголики, подобные нам, находятся во власти прогрессирующей болезни. Через определенный период времени наше состояние ухудшается, никогда не улучшаясь. »

Многие специалисты, которые знакомы с алкоголизмом, соглашаются, что неизвестны случаи, когда алкоголик превращается в нормального потребителя спиртного. Взгляды АА пользуются в обществе глубоким уважением, ведь с точки зрения критерия полной трезвости АА добились большего успеха, чем любой другой подход. Американская медицинская ассоциация еще в конце 1960-х годов издала «Руководство по алкоголизму» [1], в котором (11:) отражаются взгляды АА. Согласно данному документу, алкоголизм — это:

«. комплексная болезнь, характеризуемая озабоченностью алкоголем и потерей контроля над его потреблением в такой степени, что это ведет к интоксикации, а также хроническим течением, прогрессивностью и тенденцией к рецидивам».

На замысловатом языке медицинского братства вышеприведенная формулировка утверждает, что алкоголизм — это не просто болезнь, а болезнь неизлечимая. Однако проблема с этим утверждением заключается в том, что термин «болезнь» имеет весьма специфическое значение. Если взять медицинское определение [16], то болезнь — это:

«. нарушение или отклонение функции какого-либо из органов или приобретенное болезненное изменение в какой-либо ткани организма или во всем организме с характерными симптомами, вызванными специфическими микроорганическими превращениями».

Таким образом, алкоголизм не удовлетворяет определению болезни. В самой последней версии руководства Американской Психиатрической Ассоциации DSM-IV [1] алкоголизм определен как:

«хроническое злоупотребление алкоголем, зависимость или склонность; хроническое чрезмерное употребление алкогольных напитков, приводящее к ухудшению здоровья и/или социального или профессионального функционирования; привыкание к эффектам алкоголя, требующее увеличения дозы для достижения и поддержания желаемого эффекта; проявление абстинентных симптомов после внезапного прекращения питья».

Заметьте, что даже сам термин «болезнь» из этой формулировки удален. И в самом деле, возьмите, к примеру, 30-летнего алкоголика, который не пил три года. Он находится в хорошем состоянии и в тканях его организма нет признаков или следов нарушения или отклонения в каком-либо из органов, какого-либо болезненного изменения или каких-либо микроорганических превращений. Однако завтра он может зайти в бар на углу, выпить рюмку и через неделю снова оказаться на дне пропасти. У нас имеется множество свидетельств того, что такое возможно.

Где факты, подтверждающие, что алкоголизм — это болезнь? Таковые мне неизвестны. Десятилетия научных поисков не смогли принести убедительных доказательств, не говоря уж о неопровержимых.

Утверждение, что алкоголизм — это заболевание, является догмой АА; кое-кто даже настаивает, что это — аллергия. В (12:) качестве подтверждения своей точки зрения они указывают на тот факт, что у некоторых людей начиная с самой первой выпивки острая реакция проявляется таким же образом, каким люди с аллергией реагируют на пенициллин, растение сумах или цветочную пыльцу; один глоток — и следует полное опьянение.

Однако схожесть преувеличена. Во-первых, не все алкоголики демонстрируют данный тип реакции; фактически, она проявляется у очень немногих. Во-вторых, эта реакция отличается от любой другой аллергии. Аллергии вызывают систематическую реакцию на незначительное количество аллергена. Я допускаю, что неспособность перестать пить даже после однократной выпивки можно было бы назвать систематической реакцией на алкоголь, но если алкоголизм — вид аллергии, то он стоит особняком среди всех прочих её проявлений и придуман, по-видимому, специально для того, чтобы помочь АА доказать, что алкоголизм — это физическая болезнь.

Скорее, можно предположить, что некоторые люди в силу своей конституции обладают повышенной чувствительностью к алкоголю, подобно тому как рыжеволосые европеоиды отличаются генетической чувствительностью к солнечному свету. Люди не похожи друг на друга, их реакции на наркотические вещества разнятся, и эти различия имеют генетический компонент. Но кто становится алкоголиком и как это происходит, вопрос не только генетический или чисто физиологический, а, если на то пошло, относящийся исключительно к сфере психологии.

Сказать, что алкоголизм является болезнью, значит утверждать его чисто физическую основу. Как указывает Томас Сас [21], слово «болезнь» используется в данном случае в качестве метафоры, подобно тому как президент США говорит, что «наша экономика больна», или Мартин Лютер Кинг заявлял, что расизм — это болезнь, которая поражает всех нас. Алкоголику может быть на руку, когда говорят, что он — не обычный пьяница, а больной человек. Естественно, человек предпочитает, чтобы его поместили в больницу и лечили, а не бросили в камеру для пьяниц как обычного преступника.

Фактически, концепция алкоголизма как болезни частично является результатом того же гуманистического духа, в каком концепция психической болезни была придумана, чтобы (13:) облагородить доминирующий образ сумасшедших. Это имело целью убедить власти в том, что отношение, которому сумасшедшие и алкоголики подвергаются в качестве обычных преступников (а то и хуже), бесчеловечно и непродуктивно. Но неправильно называть сумасшедших и пьяниц прежде всего больными, и следовательно, такое определение помогает лишь частично, поскольку оно верно в лучшем случае только наполовину.

Однако не всякая мотивация «медикализации» алкоголизма и эмоциональных нарушений обусловлена благими намерениями. Другим мотивом является стремление медицинской индустрии, решительно поддерживаемой фармацевтической отраслью, распространить свой контроль на все большее количество аспектов человеческого несчастья. Эта тенденция повелевает, чтобы все человеческие проблемы — депрессия, алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми, сексуальные затруднения и неприятности любого рода — исследовались врачом и лечились медикаментозными средствами. Это на руку докторам, фармацевтическим компаниям и аптекам, но не приносит особой пользы пациентам. Еще более усложняет проблему то, что некоторые из проблем, которые взял под свой контроль медицинский истеблишмент (алкоголизм, шизофрения, депрессия), объявлены «неизлечимыми», поскольку никто (и прежде всего врачи), по-видимому, не знает, что с ними делать, кроме как приносить своим жертвам временное облегчение лекарствами.

К примеру, алкоголизм определяется как хроническое, прогрессирующее заболевание. Соответственно, Руководство по алкоголизму рекомендует, чтобы его лечили во многом так же, как другие хронические и возобновляющиеся медицинские состояния, при которых целью терапии является скорее контроль, чем исцеление. Если называть вещи своими именами: «Алкоголизм неизлечим; максимум, что можно сделать, — это проконтролировать его и принести пациенту облегчение».

Любой специалист, который разделяет эту трактовку алкоголизма, будет плохо подготовлен к работе с человеком, имеющим проблему с выпивкой. Что может быть более угнетающим, чем лечить пациента, намереваясь лишь контролировать болезнь, а не исцелять? Большинство специалистов содрогаются при мысли о том, что среди их клиентов окажется алкоголик. Алкоголики недисциплинированны, не оплачивают счета, звонят в любое время (14:) дня и ночи, наносят окружающим оскорбления и невосприимчивы к их чувствам и потребностям. Они не слушают врачей, не выполняют лечебные программы и являются крайне неприятными клиентами.

Но недоразумения в отношении алкоголизма носят даже более серьезный характер. Оппозиция взгляду, согласно которому алкоголизм поддается излечению, очень сильна и исходит преимущественно от АА и специалистов, ориентирующихся на эту организацию. Отрицание того, что существуют средства исцеления, способствует потере интереса к тем терапевтическим подходам, которые могут сработать. Кроме того, с одной стороны, есть данные, подтверждающие, что когда терапевт предполагает неудачу в лечении, это действительно происходит. С другой стороны, Фрэнк [10] продемонстрировал, что мощным фактором исцеления, порой определяющим исход терапии, является надежда, которая передается от терапевта к клиенту.

Я полагаю, что алкоголики не являются ни неизлечимыми, ни больными (если только они не находятся в стадии отвыкания или не страдают циррозом печени либо каким-то иным, связанным с алкоголем заболеванием), и эти слова я говорю людям, ради которых работаю. Это предположение — первое в серии доводов, которые помогают мне эффективно лечить алкоголиков. В дополнение к ожиданию успеха, с помощью своих клиентов, коллег и друзей я понял, что нужно делать, чтобы помочь человеку перестать быть алкоголиком. Раскрытая перед вами книга предлагает взгляды на проблему и подходы к ней, к которым я шел в течение многих лет. Хотя здесь много говорится о терапии и кому-нибудь может показаться, что книга не имеет отношения к людям, не являющимся психологами, я полагаю, что из моих наблюдений сумеют извлечь пользу все читатели. Эти наблюдения могут быть использованы не только терапевтом и окажутся эффективными как в случае алкоголизма, так и при других эмоциональных проблемах. (15:)

Лечение алкоголизма

«Лечение алкоголизма» — национальный бестселлер США, уникальная книга, которая выдержала многочисленные переиздания во всем мире.

Транзактный анализ зависимого поведения, подход Штайнера к лечению алкоголизма и связанных с ним эмоциональных проблем — пожалуй, наиболее полезный инструмент психотерапевта со времен АА и «Программы 12-ти шагов», реальная помощь и надежда для страдающих от алкоголизма и их семей.

Штайнер Клод. Книги онлайн

Штайнер Клод

Клод Штайнер (Claude Steiner, 6.01.1935, Париж) — признанный мастер практической психологии.

После оккупации Гитлером Франции, родители Клода Штайнера — мать еврейка и отец христианин — вынуждены были в 1939 году бежать в Испанию с маленькими Кетрин и Клодом на руках. После рождения третьего ребенка, Мигеля, родители Клода Штайнера в конечном счете в конце второй мировой войны эмигрировали в Мексику. Все свое детство и отрочество Клод Штайнер провел в католических школах.

В 1952 Клод Штайнер приезжает в США изучать инженерное дело, затем физику в колледже Санта-Моники в Калифорнии и некоторое время зарабатывает себе на жизнь как автомобильный механик.

Дальше он продолжил изучать физику в Калифорнийском университете в Беркли, но решил, что не хочет тратить свою жизнь на создание бомб и начинает исследования в психологии и развитии детей. Он работает сначала консультантом, а затем директором Еврейского Общественного центра летних лагерей в Беркли.

В 1957 году Клод Штайнер впервые встречает Эрика Берна, психиатра, автора бестселлера «Игры, в которые играют люди» и становится его учеником, единомышленником и создателем школы транзактного анализа в психотерапии.

В 1965, при убеждении Берна, Клод Штайнер получает степень доктора в клинической психологии в Мичиганском университете. Он воплощает свое желание и становится первым «директором по научно-исследовательской работе» в этом университете.

В конце 1960-ых и позднее, после смерти Берна в 1971, Клод Штайнер принимает активное в различных освободительных движениях против войны во Вьетнаме и продолжает развивать теорию и практику Радикальной Психиатрии.

Увлекаясь теорией Берна о сценариях жизни, особенно сценариями «Без любви», Штайнер разработал свою теорию «Экономии поглаживаний» и был награжден за нее премией Эрика Берна в 1980 году.

Клод Штайнер написал 9 книг и известную терапевтическую детскую сказку «Сказка о Пушистиках».

Книги Клода Штайнера переведены на 11 языков мира, а «Сценарии жизни людей» стала мировым бестселлером.

Клод Штайнер дважды награжден премией Эрика Берна за разработку «Сценарной матрицы» 1971 и концепцию «Экономия поглаживаний», 1980.

Книги (5)

Любовь находится в самом центре эмоциональной грамотности. Любой эмоциональный интеллект, который мы можем накопить, без любящих эмоций, как раскраска, которая может хорошо выглядеть на случайный взгляд, но не является реальным творением. Если вы начинаете давать и принимать поглаживания, вы открываете свое сердце и получаете доступ к единственной непреходящей основе для эмоционально грамотной жизни.

«Игры, в которые играют алкоголики» — это трезвый, объективный и практический взгляд на одну из самых злободневных проблем. Это книга для страдающих алкоголизмом, а также для их родных и близких, тех, кто хочет им помочь. Это не только самое исчерпывающее объяснение поведения и привычек сильно пьющих людей, но и эффективный и наиболее полезный инструмент для преодоления проблем алкоголизма, впервые предлагающий реальную помощь и надежду пьющим людям и их семьям.

«Доктор Штайнер. известен не только способностью к блестящим умозаключениям, но и большим клиническим опытом в области изучения токсических веществ. Для меня большая честь разделять его мнение в этом вопросе и быть автором предисловия к его книге. Нет никаких сомнений — анализ сценариев, при условии правильного изучения и применения, является на сегодняшний день самым эффективным научным психотерапевтическим подходом к лечению алкоголиков, что было доказано не только доктором Штайнером, но и другими клиницистами».

Эрик Берн, доктор медицины

«Лечение алкоголизма» — национальный бестселлер США, уникальная книга, которая выдержала многочисленные переиздания во всем мире.

Транзактный анализ зависимого поведения, подход Штайнера к лечению алкоголизма и связанных с ним эмоциональных проблем — пожалуй, наиболее полезный инструмент психотерапевта со времен АА и «Программы 12-ти шагов», реальная помощь и надежда для страдающих от алкоголизма и их семей.

«Обратная сторона власти» — национальный бестселлер США, уникальная книга, которая выдержала за последние двадцать лет многочисленные переиздания во всем мире.

Научный анализ психологии власти, властного поведения, игр, в которые играют облеченные силой и властью люди и организации, описание технологий разоблачения и преодоления властных манипуляций — все это станет нашим исключительно полезным инструментом саморазвития, личностного, социального и профессионального роста, психологического благополучия.

«Сценарии жизни людей» — уникальная книга, которая выдержала многочисленные переиздания во всем мире и стала бестселлером в США и Европе.

Ни для кого не секрет, что в каждом из нас заложена некая жизненная программа. Одни «отрабатывают карму», другие «играют роли». Но ясно одно — некая основа в судьбе человека есть. И эта «основа» явно положительного характера. Откуда же в таком случае берутся преступники, алкоголики, наркоманы, жертвы насилия и обмана? Трудно поверить, что некоторых «запрограммировали» на сплошные неудачи или на постоянную борьбу за место под солнцем.

Клод Штайнер ввел в психологию понятие «жизненных сценариев». Какой смысл вложил в него автор? Сценарии жизни «без любви», «без разума» и «без радости», сделанные Штайнером еще в 1974 году, оказались действительно общечеловеческими. Их истинность проверена временем. Можем ли мы заменить эти сценарии какими-нибудь более достойными? Да!

Клод Штайнер — Лечение алкоголизма

Шкала Эмоциональной Осознанности

А теперь позвольте мне ввести шкалу эмоциональной грамотности, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. На рис. 2 представлен гипотетический континуум между двумя крайними, не встречающимися в реальной жизни состояниями; от 0 до 100% эмоциональной осознанности.

Рис. 2. Шкала Эмоциональной Осознанности

Поместив эмоциональный хаос приблизительно в середине шкалы, я ввожу дополнительные точки континуума: Физические ощущения и Бесчувственность ниже вербального барьера, а также Дифференциацию, Причинность, Эмпатию и Интерактивность выше этой линии.

На шкале эмоционального осознания можно увидеть, что существует две крайности: нулевая осознанность и абсолютная осознанность (и две эти крайности вряд ли встречаются в реальной жизни). Остальные же уровни интересны для нашего рассмотрения и самодиагностики, как для рабочей, так и для личной жизни.

Мы все привыкли, что HR-у «положено» быть эмпатичным. Но посмотрите на шкалу, сколько этапов нужно пройти до того, как действительно эмпатия сможет проявиться и стать частью вашей модели поведения.

Детальнее о том, что подразумевает под собой каждый этап шкалы, можно прочесть в книге К. Штайнера «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем», которая совсем недавно была переведена на русский язык Украинской ассоциацией транзактного анализа.

Бесчувственность

В этом состоянии онемения и анестезии, даже находясь под воздействием сильных эмоций, индивид не способен испытывать ничего, что он мог бы назвать чувствами.

Однако окружающие могут не только видеть эти интенсивные эмоциональные проявления (начиная от мимики лица до изменения пигментации кожи), но и в буквальном смысле чувствовать их.

Если спросить такого человека, как он себя чувствует, он, вероятно, окажется поставленным в тупик или сообщит о том, что испытывает лишь холод и онемение.

Эмоции такого человека в буквальном смысле заморожены и недоступны для осознания, а сам он чувствует лишь эмоциональную пустоту, хотя и может находиться под воздействием сильных эмоций.

Изредка, как правило, находясь под влиянием алкоголя или другого наркотического препарата, его наиболее сильная эмоция бесконтрольно выплескивается наружу в виде короткой острой вспышки, которая быстро снова сменяется состоянием анестезии.

Ощущение холода

Избавляя человека от боли в голове или в желудке, от чувства напряженности или усталости, наркотики окончательно притупляют его осознание эмоциональных конфликтов, вызывающих эти симптомы.

Однако конфликты не исчезают, и хотя неприятные ощущения могут временно утихнуть, эмоциональные проблемы остаются неразрешенными, а организм выводится из состояния равновесия употреблением наркотических препаратов, потенциально обладающих долгосрочными негативными эффектами.

Еще одним физическим фактором, заставляющим людей обращаться к спиртному, является ощущение холода. Люди часто начинают пить после того, как обнаруживают, что выпивка является эффективным способом разогрева.

Алкоголь известен своей способностью создавать ощущение тепла; однако менее известен тот факт, что он вызывает потерю тепла и в конце концов заставляет человека почувствовать еще более сильный озноб.

Нам важно знать о ряде факторов, способных вызывать ощущение озноба, который побуждает человека прибегнуть к спиртному. Так, сигареты и кофе являются стимуляторами, сокращают кровеносные сосуды кожи и вызывают ощущение холода.

Употребление алкоголя часто связано с недостатком поглаживаний и потребностью в человеческом тепле в буквальном смысле слова, включая прикосновения. Озноб в постели посреди ночи представляет собой другой распространенный феномен, значение которого часто недооценивается.

Полезно обучить человека тому, как тепло одеваться и как спать в тепле; надевать пижаму, а также убедиться, что вы постелили достаточное количество теплых одеял — желательно ватных.

Горячие напитки могут также вызвать ощущение тепла, которое часто не может обеспечить алкоголь. Кроме того, пьющему полезно научиться ухаживать за своей кожей с помощью массажа, ношения удобной хлопчатобумажной или шерстяной, а не синтетической одежды, а также приятного и удобного постельного белья.

И конечно, отказ от привычки курить является очень важным и позитивным шагом, ведущим к здоровому образу жизни. Пристрастие к сигаретам это отдельная тема, заслуживающая серьезного разговора.

Когда человек будет готов бросить курить, он сможет получить массу полезной информации и помощь из многочисленных книг, таких как «Как бросить это» Дэвида Гейзингера [11], а также из Интернета.

клод штайнер лечение алкоголизма

Следование некоторым рекомендациям, предложенным в этой главе, требует значительных изменений в образе жизни. Тем не менее даже если вам не удастся соблюдать их в полном объеме или все сразу, полезно будет хотя бы осознать важность тех вопросов, о которых я здесь упомянул.

По иронии судьбы, хронические алкоголики, такие как заядлые игроки в игру под названием «Вино», нередко лучше осознают эти вопросы, чем начинающие, поскольку такая информация чаще сообщается при прохождении программ помощи, предлагаемых хроническим алкоголикам.

Люди должны осознать, каким образом они, возможно, способствуют усугублению своих эмоциональных проблем за счет диеты и других факторов, обычно не ассоциирующихся с алкоголизмом.

Алкоголику, пытающемуся бросить пить, повезло, если рядом с ним есть любящий человек, готовый помочь ему в этих аспектах повседневной жизни. Если рядом с вами нет друзей или семьи, как правило, оказывается труднее предпринять те шаги, которые необходимы для решения проблемы.

Однако в любом случае важно иметь в виду все обсуждаемые в этой главе факторы.

Дифференциация

Дифференциация представляет собой шаг на пути к распознаванию различных эмоций и их интенсивности, а также к обучению тому, как говорить об эмоциях с другими и самому размышлять о них.

Из эмоционального хаоса мы становимся способными выделить гнев, любовь, стыд, радость или ненависть, составляющие наш запутанный эмоциональный опыт. Возможно, основным чувством окажется любовь с примесью стыда, или же наш опыт может оказаться состоящим из сильной ненависти и в равной степени интенсивного страха.

Или же это могут быть гнев, страх или стыд в чистом виде.

Эмпатия

Клод Штайнер - Лечение алкоголизма » Новые книги читать онлайн и .

По мере того как мы учимся распознавать различные эмоции, степень их интенсивности и причины, а также осознавать их тончайшую фактуру, мы начинаем воспринимать и интуитивно постигать аналогичную фактуру эмоций окружающих нас людей.

Этот процесс кажется поразительным для новичка, поскольку он осуществляется как бы неким шестым чувством, которое временами пугающе напоминает ясновидение.

Мы получаем эмоциональные сигналы, исходящие от других людей в буквальном смысле по отдельному эмоциональному каналу, направленному прямо в наше сознание.

Находясь в состоянии эмпатии, мы не распознаем эмоции других людей аналитическим или логическим путем, не видим и не слышим их. Вместо этого мы их испытываем точно так же, как испытываем свои собственные.

Исследования позволяют предположить, что эмпатия действительно является органом шестого чувства, воспринимающим эмоциональные энергии подобно тому, как глаз воспринимает свет.

Эмоциональная безграмотность является следствием того, что мы перестаем развивать в себе это чувство или даже подавляем его.

II. Поглаживания. Раскрытие сердца

Клод Штайнер - Лечение алкоголизма » Новые книги читать онлайн и .

Обучение людей обмениваться поглаживаниями, в которых они испытывают необходимость.

1. Раздача другим и самому себе позитивных поглаживаний.

2. Просьба о необходимых нам поглаживаниях и их принятие, а также избежание нежелательных поглаживаний.

Открывать свое сердце можно, общаясь с понимающими людьми/коллегами, и для такого общения есть несколько важных составляющих.

Но прежде рассмотрим еще один термин.

«Поглаживание» – это термин из теории транзактного анализа. «Поглаживания» бывают физическими и вербальными.

Физические «поглаживания» – это любая форма контакта: прикосновение, объятие, поцелуй, похлопывания по спине, держание за руку и т.д. Вербальные «поглаживания» – это заявления, в которых дается положительная оценка особенностей другого человека.

Эти заявления могут касаться внешности человека, его одежды, интеллекта, компетенций, навыков, опыта и т.д.

Например, похвалить человека за отлично сделанную работу или подарить букет цветов – это «поглаживания».

И вот составляющие для открытия сердца:

  1. Давать внимание («поглаживания»).
  2. Просить внимания («поглаживания»).
  3. Принимать внимание («поглаживания»).
  4. Отвергать внимание («поглаживания»).
  5. Давать внимание («поглаживания») самим себе.

Глава 20Работа с телом

Эмоции являются важнейшим аспектом человеческой природы [19]. Любые эмоции могут быть как неоценимо полезными, позитивными и укреплять нашу личность, так и деструктивными, лишающими нас сил.

Быть эмоционально грамотным означает, испытывая эмоции, обладать возможностью определять их характер и интенсивность, а также знать, чем они вызваны. Мы обучаемся тому, как выражать эмоции, когда и где выражать их и как их контролировать.

Мы учимся определять, какое влияние они оказывают на других людей, и брать на себя ответственность за производимый ими эффект. Обучившись эмоциональной грамоте, мы становимся искушенными знатоками и дегустаторами фактуры, запаха и послевкусия эмоций, как хороших, так и плохих.

Клод Штайнер - Лечение алкоголизма читать онлайн

Наши рациональные навыки начинают работать согласованно с нашими эмоциональными навыками и производить те изменения, которые мы хотели внести в свою жизнь.

Эмоции обладают властью. Они производят воздействие, с которым окружающие подчас оказываются не в силах справиться.

Мы осознаем силу эмоций, поэтому нередко сдерживаем их, чтобы не ранить человека, на которого они направлены. Мы злоупотребляем властью эмоций, когда обрушиваем их на непредупрежденных, неподготовленных или незащищенных людей.

Кроме того, мы злоупотребляем властью эмоций, используя их в играх власти с целью своего рода эмоционального шантажа и рэкета, тактики, направленной на запугивание других и принуждение их к покорности.

Мы злоупотребляем силой наших чувств, когда вкладываем их в одну обойму с нашими суждениями, обвинениями, преувеличениями и ложью и используем эту смесь в качестве грозного оружия.

Способность испытывать эмоции является врожденной, а сами эмоции порождаются наиболее примитивным, унаследованным от рептилий лимбическим отделом мозга, постоянно напоминая нам о нашей неукротимой и плотоядной животной природе.

Клод Штайнер - Лечение алкоголизма читать онлайн

В то же время наши эмоции претерпевают разительные перемены под воздействием жизненного опыта, особенно в детском возрасте, а также в результате установок, которые мы формируем по отношению к окружающим нас эмоциональным проявлениям.

Мы достигаем того или иного уровня эмоциональной грамотности в зависимости от следующих факторов: врожденных эмоциональных склонностей, раннего эмоционального опыта, семейного эмоционального климата и эмоциональной культуры, к которой мы принадлежим.

Позвольте привести два примера.

Сеансы телесно-ориентированной терапии являются местом, где человека побуждают вывести на поверхность свои самые сокровенные чувства и переживания. В те времена, когда я весь рабочий день был занят терапевтической практикой, я проводил в месяц один сеанс телесно-ориентированной терапии, который был открыт для всех членов любой из моих групп.

Как правило, присутствовало от восьми до двенадцати человек, а также один или несколько терапевтов, ассистировавших мне. Сеанс длился два часа или более.

Он проходил в просторной комнате, где люди могли лежать на больших гимнастических матах и места было достаточно, чтобы перемещаться по залу.

1.Сделайте любовь центром своей эмоциональной жизни. Эмоциональный интеллект, направленный на сердце, вдохновляет всех, кто им занимается.

2. Эмоциональная грамотность требует отсутствия секретов. Не лгите – за исключением случаев, когда ваша безопасность и безопасность других людей под угрозой.

В статье «Клод Штайнер — Лечение алкоголизма — стр 19» использованы материалы:

https://evolkov.net/addiction/sobriety/Steiner.C.Healing.Alcoholism/

https://www.koob.ru/steiner_k/healing_alcoholism

https://www.koob.ru/steiner_k/

https://noalkogolizm.ru/kodirovka/klod-shtayner-lechenie-alkogol/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Adblock
detector